Цех № 10
Десятый цех был введен на заводской площадке последним из подразделений, занятых в производстве сборного железобетона. Изначально он задумывался как многопролетный цех, выпускающий трубы большого диаметра, коллекторы.
В феврале 1966 года началось строительство цеха № 10. Этот цех должен был стать одним из наиболее мощных и высокомеханизированных на БЗСК. Через 2 года он выдал первую продукцию, которая сразу же стала пользоваться спросом у строителей ГЭС. Трубы диаметром в два метра ценили за их надежность и высокое качество. В цехе применялись уникальные технологии, использование которых было возможно лишь при наличии высококвалифицированных работников.
Строительные площадки для возведения новых ГЭС выбирались на берегах рек, где можно возвести плотину, соорудить насосную станцию, чтобы под давлением подавать воду на объекты. В первое время для этого использовались металлические трубы. Они ржавели и быстро выходили из строя, имели высокую стоимость. Доставлять воду по многокилометровым трассам оказалось экономически невыгодным.
Решением возникшей проблемы занялся институт «Теплоэнергопроект». Он предложил и разработал конструкцию изготовления железобетонных труб большого диаметра длиной 5 м.
Ленинградскому институту «Оргэнергострой» было поручено разработать проект специализированного цеха с конвейерной линией производства. Институт дал технологическое обоснование производства труб диаметром 2,5 м.
Реализацию проекта предполагалось осуществить на БЗСК. Был сооружен специализированный полигон для изготовления и испытаний железобетонных труб большого диаметра.
По технологии, разработанной институтом, на первой стадии изготавливался железобетонный сердечник, на второй – производилась навивка предварительно напряженной арматуры, на третьей стадии – нанесение защитного слоя.
При испытании первых образцов выяснилось, что металлические обечайки не обеспечивают необходимой плотности стыков, трубы не держали давление в 4 атмосферы. Этому процессу препятствовали температурные деформации, несовершенство конструкции обечаек и т.п.
На заводе вернулись к идее раструбной трубы, изготовили новую опалубку и несколько опытных труб с раструбным стыком. С нетерпением ждали приезда Государственной комиссии: что она скажет?
Государственная комиссия во главе с заместителем министра электрификации и энергетики СССР дала этим изделиям отличную оценку и рекомендовала для массового производства. При рабочем давлении в 4 атмосферы трубы на стенде испытывались под давлением 9 атмосфер и превосходно держали его.
Производство напорных труб шло успешно. Но тут опять возникла проблема: как их из вертикальной плоскости переместить в горизонтальное положение? Это нужно, чтобы удобнее грузить на железнодорожные платформы. Вручную такую махину не опрокинешь. Творческая группа в составе конструктора П.В.Гончаренко и заместителя главного инженера Ф.З.Пруткина взялась за решение этой нелегкой задачи. В содружестве с рабочими-новаторами группа разработала и создала оригинальную траверсу – кантователь. Новый агрегат оказался надежным и удобным в работе, получив полное одобрение грузчиков и железнодорожников. В результате упорной творческой работы коллектив завода добился выпуска высококачественных труб большого диаметра.
В марте 1968 года цех № 10 выдает первую продукцию и производит испытание опытного водовода из 5 предварительно напряженных раструбных труб диаметром 2 м, длиной 5 м. на рабочее давление 10 атмосфер.
Везде напорным железобетонным трубам большого диаметра давали высокую оценку. Из множества телеграмм представим хотя бы одну. Так, представитель «Камэнергостроя» В.М.Даиров, телеграфировал: «ВАША ПРОДУКЦИЯ ЛУЧШАЯ ТЧК УЛОЖЕНО СОРОК КИЛОМЕТРОВ КОММУНИКАЦИЙ ИЗ ВАШИХ ТРУБ ТЧК ДАВЛЕНИЕ ДЕРЖАТ ХОРОШО ТЧК ГОРДИМСЯ УСПЕХАМИ БЗСК ВСК».
В апреле 1976 года Государственная комиссия во главе с заместителем начальника подотдела стандартизации Госстроя СССР В.Б.Тищенко приняла решение: присвоить трубам большого диаметра Государственный Знак качества. Это первое изделие в стройиндустрии страны, которое стало носить почетный пятиугольник. Заслуга в этой трудовой победе всего коллектива цеха, но прежде всего его начальника А.Г.Садыкова, бригадира В.Л.Куликова, формовщиков Г.А.Сувалко, В.М.Пятыгина, Ю.Г.Шестерикова, В.И.Клещева, А.Н.Игнатова.
В 1978 году из цеха ежедневно выходило по восемь труб двухметрового диаметра. Шли они, как говорят, «нарасхват». В Ленинград – тресту «Главленинградстрой», в Курск – тресту «Курскпромстрой», в Тольятти – тресту «Химэнергострой». Промышленные напорные водопроводы тоже изготавливались из труб десятого цеха. Продукция десятого использовалась на ТЭЦ Ленинградской и Свердловской областей, автозавода в Тольятти, АЭС в Курской области, станциях Азербайджана, Казахстана…
В восьмидесятые годы тенденция к сооружению водоводов из железобетонных труб изменилась. Электростанции стали возводить непосредственно возле водохранилищ. Потребность в трубах год от года стала уменьшаться, а потом исчезла совсем. Износилось и оборудование в цехе. В конце 80-х годов уникальная во всем мире технологическая линия была списана и, к глубокому сожалению, трубы большого диаметра были сняты с производства.
Начался поиск новых заказов и заказчиков. Сначала цех № 10 стал выпускать автогаражи, иногда даже надгробные памятники изготавливали. Приходилось как-то выживать. Со временем появились интересные заказы на стены и пилоны с мраморной облицовкой для здания Советов в областном центре, конструкции из фибробетона для деньгохранилища банка. Сделали конструкции «Уралпромстройбанку», «Автодору», сборную стелу высотой 25 метров на Широкореченском мемориале, конструкции Парка славы в родном Березовском…
В новом тысячелетии цех выпускает сваи сечением 300 на 300 мм разной длины, от 3 до 12 метров. Это основная продукция цеха. Сваи БЗСК используют для фундаментов зданий и сооружений во всех климатических областях, даже на Крайнем Севере. Это сваи с усиленным носом, торцом, арматурой, которые вбивают в вечную мерзлоту. Сваи ждут в первую очередь газовики и нефтяники. Ни одна стройка не может обойтись без свай. Кроме этого производятся канальные плиты, фундаментальные блоки, дорожки, заборы, перекрытия лотков, карнизы, утяжелители, прогоны. В 2008 году цех №10 производил более 100 м3 железобетона в сутки
Коллектив цеха очень дружный, работоспособный, работой загружен под завязку. Подразделение стало одним из первых на предприятии, где апробировано новое оборудование – пневматический вибромодуль «Рокот-60». Появились компрессор, станки контактной сварки, сваенавивочная машина. В отличие от других цехов, десятый может функционировать автономно, получая электроэнергию с центральной подстанции: здесь свой сжатый воздух, скважина для подачи воды.
Средний возраст коллектива – 30 лет. Сегодня коллектив десятого цеха – обновленный, энергичный, а руководство цеха – грамотное, поэтому все поставленные перед ними серьезные задачи выполняются. Цех стремительно развивается, увеличивает объемы производства, его продукция – нарасхват. В 2008 году цех отметил сорокалетие со дня введения. Для человека – это возраст расцвет, для цеха – лишь начало большого пути. Это главный повод для оптимизма.
Пруткин Ф.З. Путь длиною в 40 лет. / Ф.З.Пруткин // БЗСК-информ. – 2008. – 26 мар. (№1). – С.2
Заместитель главного инженера ЗАО «Березовский завод строительных конструкций» Ф.З. Пруткин рассказывает историю цеха № 10 с момента создания. Цех изготавливает сложные конструкции, комплекты которых пользуются спросом на рынке строительных материалов. Постоянно растут объемы выпускаемой продукции, увеличивается производительность труда.