Первый в России:
Берёзовскому заводу строительных конструкций - 70 лет

Янчурина Л. А остальное все приложится

В цехе № 9
В цехе № 9

Цех № 9 завода строительных конструкций мал, да, следуя рифме, удал. При теперешней крайне тяжелой жизни промышленных предприятий, что не минула и БЗСК, этот коллектив сумел нынче увеличить объем производства в натуральных показателях на 8 процентов. Комплексная бригада из 20 человек выпускает продукции в месяц на 250-300 миллионов рублей. При этом склады цеха, в отличие от соседей, всегда пусты: здесь работают только под заказ. Когда заказов нет, предпочитают останавливать конвейер, чем затовариваться.

Выпускает цех цементнопесчаную плитку. Именно этой плиткой облицованы, скажем, дом № 1 по Брусницына, несколько жилых домов, детских комбинатов в Новоберезовском микрорайоне. Сейчас в городе строительство многоэтажек практически заглохло, поэтому и спроса у нас на плитку нет. Екатеринбуржцы же - постоянные заказчики цеха. Подразделение потенциально может изготавливать более 30 типоразмеров серой и белой плитки. Но спрос сегодня ограничивается десятью. Особой популярностью у строителей пользуется бесшовная плитка: и в работе удобна, и вид объекту придает эстетичный. В год цех № 9 «одевает» 15- 16 жилых домов. Результат его стараний во всех смыслах - налицо.

Это подразделение БЗСК за последние тридцать лет испытало три реконструкции. В 1980 году в цехе, выпускавшем до того кровельный утеплитель из ячеистого бетона, провели основательную реорганизацию производства и запустили здесь новую технологическую линию по изготовлению плитки. «Узким» местом в ней оставалась разгрузка цемента: 50-килограммовые мешки женщинам приходилось из вагонов вытаскивать и переносить в склад на себе. Проблему решили так: проложили от цеха № 9 к цементному складу цеха № 2 трубу. И стало достаточно позвонить соседям и попросить на пару часов включить пневмоподачу цемента.

За пультом управления конвейером - Галина Васильевна Громова
За пультом управления конвейером - Галина Васильевна Громова

Когда цех перевели с ячеистого бетона на плитку, для выпуска последней потребовался песок. За цехом находилась подземная галерея, к которой и подвозили его по железной дороге. С ним зимой была одна морока: еще теплый после дробления песок, перемешанный со снегом, превращался в вагонах в мерзлую глыбу. На битву с ней выходила вся бригада, побросав остальные дела. Работницы брали в руки кувалды и ломы и шли добывать сырье. А тут в добавок ко всему в прошлом году одна из стен галереи начала разрушаться, наклонилась под углом 40 градусов, грозя задавить мотористов. Начальник цеха А. Г. Громов забил тревогу. Обследовавшие ситуацию комиссии единогласно решили, что она, действительно, опасна для жизни людей. Заводские конструкторы, в их числе Герман Сергеевич Дуров, подготовили проектную документацию предстоящих работ. Всячески поддерживал цех и помогал ему заместитель главного инженера завода Фридрих Залманович Пруткин. Заказали бункера, нашли строителей. Но развернуть дело помешало, конечно же, отсутствие денег. Начав работы осенью прошлого года, ТОО «Авва» вскоре покинуло цех. Нынче строители вернулись и пробыли здесь весну и лето. Но после на их голову свалились более оперативные заказы, и Громов по сути остался один на один со множеством проблем.

Все цеха предприятия самостоятельно распределяют свой фонд зарплаты. Но иные вольности им по сути не положены. Имея прибыль, цех № 9 не имел права расходовать ее на завершение затеянной реконструкции. Оказавшись в безвыходном положении (у завода денег нет и помочь бес­платно никто не хочет, естественно), здесь решили: «Была - не была, поробуем своими силами справиться». За работу взялись электрослесарь Борис Леонидович Гендель, электросварщик Николай Степанович Хлебников, сам Александр Геннадьевич Громов. Убрали один транспортер, второй удлинили на 6 метров, старую галерею разобрали, ее составные пустили на запчасти. И в ноябре заработала новая линия подачи песка.

Сварку ведет Надежда Аркадьевна Мартюшева
Сварку ведет Надежда Аркадьевна Мартюшева

Сегодня песок подвозят автомашинами - для их парковки соорудили удобный пандус. Экономисты посчитали: автотранспортом перевозка материала обходится в два раза дешевле, нежели железной дорогой. Но это далеко не все. В машинах песок приходит холодный. В таком состоянии он не смерзается со снегом, а значит остается сыпучим, не слипаясь в мерзлую глыбу льда. Работницы довольнешеньки: на улицу в мороз бегать не надо, ломы и кувалды убрали с глаз долой. После реконструкции освободился цементный склад. Его привели в божеский вид и обустроили тут комнату отдыха, о которой женщины давно мечтали. Словом, у непростой истории оказался счастливый конец.

Разумеется, полного счастья не будет никогда. Начали выходить из строя формы, требуют ремонта. Но только на реставрацию одной потребуется закупить резины на 900 тысяч рублей. А форм - 50. Сможет завод помочь цеху или нет? Неплохо бы косметический ремонт сделать: люди, которые хорошо работают, имеют право находиться в приличных помещениях. Но оптимизма бригада не теряет: главное, есть работа, остальное все приложится.

Л.Янчурина.
Фото А. Паршина.
// Березовский рабочий. – 1997. – 20 декабря. – С. 1