Тетеркин Г. Что нам стоит завод построить!
В докладе, посвященном 10-летию БЗСК, его директор А. Т. Смирнов с гордостью доложил:
- БЗСК первым в стране освоил выпуск железобетонных конструкций для жилья. В прошлом году завод изготовил продукции в три раза больше проектной...
Рассказал докладчик и о перспективе, о дальнейшем развитии предприятия. Предстояло в сжатые сроки возвести цеха № 2, 6, 9. Они должны выдавать по 20 тыс. кубометров сборных железобетонных конструкций, 10 тыс. кубометров труб и 6 тыс. кубометров изделий из пенопласта в год. Должны, но... Здесь в голосе директора зазвучала тревога.
Министерство утвердило проект в октябре 1952 года. Горисполком сразу же выделил земельный участок около Новоберезовского поселка. Но сюда строители, а их было очень мало, пришли только весной следующего года.
Местность болотистая, значит, прежде всего, надо отвести воду. Начали копать канавы, рубить вековые сосны, корчевать пни. Дело шло, как горько шутили строители, через пень-колоду.
В 1954 году с большим трудом удалось возвести коробки основных корпусов, выполнить кое-что из монтажных работ. Но из графика строители изрядно выбились. Остро ощущалась нехватка рабочих рук и транспорта. Где их взять?
В январе 55-го строительство первой очереди завода было объявлено ударной комсомольско- молодежной стройкой.
- Это был наиболее реальный выход, - подтверждает ветеран завода Г. И. Гуляев. - Предвижу сейчас скептические улыбки нынешней молодежи, но вот факты. По призыву горкома комсомола на новую стройку пришли сотни парней и девушек с предприятий города, с Монетного и Лосиного приезжали. Возникли проблемы с жильем. Отремонтировали два барака, навели порядок с питанием, досугом - и дело постепенно пошло...
Геннадий Иванович вспоминает, как по-ударному возводилась железнодорожная ветка от Первомайского поселка до новой стройплощадки. Без преувеличения, она была нужна как воздух. Будет дорога - значит быстрее будут доставляться фундаменты, колонны, сваи...
Вот за это трудное дело и взялась бригада Н. Чалкова. В бетоноукладочном он работал арматурщиком, но добровольно вызвался помочь строительству ветки. Подобрал надежных парней - Г. Граматчикова, Г. Сидорова, Н. Цыплакова и других. Вспомнили про Павку Корчагина из романа Островского «Как закалялась сталь» и стали действовать так же. Отмерят определенное количество метров, установят Красное Знамя - и вперед с кирками и лопатами. Уходили домой, только дойдя до знамени: значит задание выполнено!
Но, когда насыпь для укладки полотна оказалась готовой, выявилось, что нет рельсов. Снабженцы огорченно разводили руками: мол, обещали в Н. Тагиле, но, увы! Тогда с ударной стройки в адрес комсомольцев НТМК ушло письмо с просьбой о помощи. Через месяц в Березовский пришел состав с рельсами, изготовленными молодежью комбината во внеурочное время. Осенью новая железнодорожная ветка вступила в строй.
Позарез нужна была на новой стройплощадке и котельная. Тут молодые энтузиасты тоже крепко помогли. Да и на других объектах тоже. Бригада Г. Морозова старалась быстрее построить общежитие. Бригада бетонщиков А. Тимина вдвое перекрывала нормы на котловане под фундаменты дробильного цеха. Спорилась работа в молодых руках И. Кузьмина, Н. Крутикова и Ф. Валикерова...
И все-таки трудностей было немало. Особенно много нареканий накопилось в адрес автотранспорта - работал он неритмично, с перебоями. Не все ладилось с подачей бетона и раствора, с доставкой пиломатериалов. Зачастую приходилось разгружать вручную шлакоблоки, кирпич.
17 августа ушли из цеха № 9 строители, вслед за ними монтажники. Через пару дней на полную мощность заработали электромоторы в заготовительном отделении. Это значит, что начались испытания под нагрузкой шнекотранспортерной линии подачи цемента. А в сентябре цех начал выдавать первую продукцию - по 25 кубометров пенобетона в день.
Вслед за этим еще одно радостное событие - в октябре справили новоселье 75 юношей и девушек. Молодые рабочие завода и комсомольской стройки стали хозяевами благоустроенного общежития.
Ни шатко ни валко шли дела на возведении цеха № 2. Сроки сдачи в строй этого важного объекта постоянно переносились. Некоторые улучшения наступили на стройплощадке после известного выступления Н. С. Хрущева на Всесоюзном совещании молодых строителей 11 апреля 1956 года. Генсек с одобрением отозвался о железобетоне, указав, что его применение позволяет в семь раз экономить металл.
На площадке стало больше строителей, улучшилась работа автотранспорта, укрепилась трудовая дисциплина. В начале сентября выдал долгожданную продукцию цех № 2.
Г. Тетеркин
// Березовский рабочий. – 1999. – 28 октября. – С. 2