Первый в России:
Берёзовскому заводу строительных конструкций - 70 лет

Тетеркин Г. И в труде, как в бою

В сорок пятом, после Великой Победы, на завод строительных конструкций вернулось более двухсот фронтовиков. Сейчас из них осталось в живых несколько десятков. Точной цифры назвать нельзя, ибо каждый год, каждый месяц покидают этот беспокойный мир ветераны. Но память об их боевых и трудовых подвигах всегда живет в сердцах благодарных земляков.

Первым следует назвать лучшего автокрановщика Л. П. Тагильцева. В его трудовой книжке всего три записи. Первая - закончил школу ФЗО. Вторая - работал шофером на руднике. Третья - в августе 46-го принят на БЗСК. Зато благодарностей - не перечесть. Среди наград - два ордена Красного Знамени.

Первый, боевой, герою Хасана вручал сам «всесоюзный староста» М. И. Калинин. Когда грянула Великая Отечественная, Тагильцев ушел добровольцем на фронт. Крутил баранку, подвозя боеприпасы на «передок». После краткосрочных курсов командовал минометчиками. Добил фашистов в Берлине и - домой!

Когда на завод прибыл первый автокран на шасси ЗИС-5, его и доверили бывшему фронтовику. Начались горячие деньки: кран был нужен всем. И вагоны разгружать, и панельные дома монтировать. Порой приходилось по две, по три смены подряд работать.

В пятьдесят четвертом получил Леонид Петрович новый пятитонный К-51. Инструкции по эксплуатации не оказалось. Самостоятельно осваивал машину, до всего доходил cвоим умом. И опять в самых «горячих» строительных точках кран Тагильцева творил чудеса. Берег его добросовестный водитель, лелеял. Только один факт: за 14 лет - один капремонт. За самоотверженную работу получил орден Трудового Красного Знамени. Леонида Петровича нет в живых, но его помнят и ставят в пример молодым крановщикам.

В горном цехе добрым словом вспоминают бригадира экскаваторщиков А( П. Черноскутова. В 43-м безусый 17-летний парнишка получил уралмашевскую самоходку СУ-85. Умело водил ее в бой, дважды был награжден знаком «Отличный танкист». За Шауляй - медаль «За отвагу». Горел под Кенигсбергом, потом восемь месяцев кочевал по различным госпиталям. Инвалидом II группы пришел на БЗСК. Здесь помогли поправить здоровье, научили управлять экскаватором. На добро Александр Петрович отвечал добром: 12 раз в году завоевывал звание лучшего по профессии. Согласитесь, что это не каждому удается.

Знают на заводе еще одного отважного танкиста Д. И. Щербакова. В РККА бывший молотобоец выучился на водителя, а в войну командиром танка Т-34 громил фашистов на Курской дуге. На всю жизнь осталось в памяти страшное сражение под Прохоровкой. Обгоревший и контуженный, очнулся он в госпитале. Подлечился и в составе 7-го мехкорпуса с боями прошел через Венгрию, Румынию, Австрию. В мае 45-го и на танк Щербакова сыпались цветы Победы в Праге.

Погрузили грозные машины на платформы и - на Восток. Родной Урал проскочили без остановок. Путь домой для Дмитрия Ивановича пролег через пустыню Гоби, ущелья Большого Хингана, через Порт-Артур. Лишь в декабре 45-го прошелся по улицам Березовского.

Бывший танкист надолго обосновался слесарем по ремонту оборудования в цехе № 8. Переучиваться не пришлось, технику он знал и любил с малых лет. Добросовестного труженика, кавалера более десятка боевых орденов и медалей с почетом проводили на пенсию. А он до сих пор наведывается к «своим», подбодрить, помочь советом.

В этом же цехе долгие годы трудился еще один фронтовик П. Н. Зырянов (сейчас он на пенсии). После трех лет тяжкой и опасной жизни на передовой возглавлял погранзаставу в жарких песках Туркменистана. На завод пришел в 1958 году. Гордится, что ему посчастливилось участвовать в разработке новых конструкций для Белоярсксй АЭС. Сутками не выходил из цеха, когда изготавливали первые блоки биологической защиты, и в выпуске новой продукции - плит перекрытий ПНРС-12У - бригада Зырянова сыграла первую роль. Именно этому коллективу доверили изготовить металлический каркас для скульптурной группы мемориала, установленного к 30-летию Победы в честь боевой доблести и трудовой славы березовчан. За годы работы на заводе Павел Николаевич воспитал плеяду первоклассных арматурщиков.

«Он воевал под Невской Дубровкой», - так говорят об А. А. Винокурове. Этой фразой сказано все. Здесь и беспримерный героизм защитников Ленинграда, и блокадные 900 дней и ночей. Ветераны Великой Отечественной знают, что тяжело было везде - и при защите Москвы, и при обороне Сталинграда, и при штурме Берлина. Но все соглашаются, что труднее всего было на Невском пятачке. Там выживали только самые храбрые, самые мужественные солдаты. Гвардии старшина Винокуров выстоял, победил. На БЗСК - с августа 46-го. Работал снабженцем, мастером, заместителем начальника цеха, контролером ОТК. Везде труд Александра Алексеевича ценили очень высоко. Всего несколько месяцев не дожил до золотого юбилея БЗСК - в марте этого года заводчане проводили его в последний путь.

С боевыми наградами вернулся с фронта березовчанин И. В. Смирнов. Бил фашистов как полагается, да вдобавок стал на фронте донором. Впервые он сдал свою кровь раненым в 1944 году. И потом сдавал ее еще много раз. Причем не по 250, как все, а по 500 граммов. Даже в день отбытия из воинской части (а было это в 1948 году) не забыл зайти на донорский пункт. И в Березовском начальник передового цеха № 3 Смирнов за 40 раз сдал более 15 литров крови.

С наградами вернулся с войны и рядовой пулеметной роты И. Г. Барчук. В 1958 году директор А. Т. Смирнов пригласил энергичного, толкового техника на завод и поручил ему проектирование опалубки. В то время это было самым сложным, самым трудным делом.

Иван Григорьевич оправдал доверие директора. За 32 года работы на предприятии он спроектировал около шести тысяч отличных форм. Другими словами - вся опалубка на БЗСК прошла через его умелые руки. «Формы Барчука» получили признание по всей стране. Их применяют на Украине и в Ленинграде, в Омске и Новосибирске... И еще важный штрих - талантливый умелец создал на заводе свою школу, выпестовал целую плеяду высококвалифицированных мастеров проектирования опалубки. И. Истомина, Е. Садыкова и многие другие всегда добрым словом вспоминают своего наставника, главного конструктора И. Г. Барчука.

Одним словом, о каждом из фронтовиков можно писать повести, прославлять в поэмах - такой богатой и насыщенной была их жизнь как на боевых позициях, так и в мирном труде.

Г. Тетеркин.
// Березовский рабочий. – 1994. – 21 июля. – С. 2